Итак. Всем у кого кипит или не нагревается - сей краткий опус.
Термостат - представляет собой достаточно глупое устройство.
На холодном моторе его состояние - НОРМАЛЬНО ЗАКРЫТ. Т.е. Пока мотор не прогрет - охлаждающая жидкость (ОЖ) циркулирует по малому кругу, т.е. не через основной радиатор, т.к. нужды в ее охлаждении еще нет.
Малый круг это - радиатор отопителя салона, рубашка двигателя.
Постепенно двигатель нагревается и отдает тепло ОЖ и нашему любимому термостату. Термостат ПОСТЕПЕННО открывается (т.е. он не работает как биметаллическая пружина - чпыньк и открылся) и дает ОЖ циркулировать по большому кругу.
Большой круг это - радиатор отопителя салона, рубашка двигателя, оновной радиатор охлаждения ОЖ двигателя, расширительный бачок. Набегающий поток воздуха охлаждает ОЖ до НОРМАЛЬНОЙ рабочей температуры. Если ОЖ остывает настолько, что становится слишком холодной - термостат начинает закрываться. (учитывая температуру горения ТВС в цилиндрах мне эта ситуация кажется гипотетической, но при холодной зиме и минусовой температуре - вполне реальной). Уменьшается отверстие, через которое циркулирует ОЖ по большому кругу. Надеюсь физика процесса понятна.
Если возникает нужда в принудительном охлаждении (стоим в пробке) - подключаются либо электро винты либо вискомуфта и набегающий поток создается искусственно.
В этой системе как видите все просто.
Что может быть с термостатом.
Стоит от хер-знает-чего и/или открывается не вовремя.
Соответственно имеем либо недогрев (открытие раньше чем положено, заклинил в открытом положении) либо перегрев (заклинил в закрытом положении, не исправен).
Что может быть с системой циркуляции ОЖ - завоздушивание и засранность.
Т.е. там где должна быть вода находится воздушная пробка, которая не дает нормально циркулировать ОЖ либо ОЖ не проходит по каналам циркуляции. Соответственно не греет печка, к примеру.
Результат - перегрев и закипание.
Неисправность системы циркуляции ОЖ вызванная:
1. Треснувшими/надорванными патрубками подвода ОЖ к разным частям (радиатору отопителя/двигателю/расширительному бачку и собственно основному радитору);
2. Хооевой пробкой на расширительном бачке;
3. Неиправными клапанами/вентилями заводского или доморощенного исполениня в цепи циркуляции ОЖ;
4. ЗАСРАННЫМ в хлам либо поврежденным радиатором печки и/или основным радиатором
5. Неисправным карлсоном (вентилятором охлаждения ОЖ)
и наконец Конченным Термостатом (заклинившим в одном из положений) вызывает как перегревы так и недогревы системы.
и ПыСы
6. Датчик тмпереатуры ОЖ тоже может быть не исправен - учитывайте это и не делайте скорополительных выводов.
Посему, подводя итог сказанному, смотрите в первую очередь нет ли повреждений в вашей системе циркуляции ОЖ. Не завоздушена ли система. А уж потом пытайтесь трахаться с термостатом.
Используйте антифризы, прописанные по мануалам, бо тосол, сцуко, жрет аллюминий и железо с охрененным удовольствием. Сэкономите херню - потеряете намного больше (время-деньги и нервы).
По просьбе ДмитрияМ дополнения:
1. Помпа:
Простое устройство имеющее корпус отделяющий приводной шкив от крыльчатки. Приводится в действие ремнем.
Назначение: гонять ОЖ по системе охлаждения.
Что может случиться с помпой:
1. Помпа может начать протекать - изнашивается/повреждается втулка вокруг вала соединяющего крыльчатку со шкивом. Иногда тосолом и ржавчиной проедается корпус и появляется течь из под прокладки. Трещина в корпусе помпы после удара так же может быть причиной ее протекания.
2. Помпа может заклинивать. Происходит это при длительном использовании воды в системе охлаждения. Помпа смазывается ОЖ, а вода смазывающих свойств не имеет. Так же появляется накипь.
Характерные признаки помирающей помпы - писк, вой на заведенном двигателе.
На шкиве заклинившей на ходу помпы может оборваться ремень.
Диагностика производится визуально, на предмет протечек.
При снятом ремне можно проверить состояние подшипника скольжения, т.е. повернуть рукой шкив, проверить легкость вращения, наличие осевого и вертикального люфтов.
Если шкив не вращается, вращается неравномерно и с большим усилием, ощущаются сильные люфты - помпа нуждается в замене. Помпу придется менять и в случае, если видны протечки ОЖ под шкивом.
Замена помпы - процесс не сложный, вопрос насколько доступны болты крепления корпуса помпы к блоку, легко ли снять ремень со шкива.
Прокладка как правило идет в комплекте с помпой. Если же помпу приходится ставить назад (дело было не в бобине), прокладку можно вырезать из поронита/толстого картона и посадить на лак.