Dima79 » Чт окт 13, 2005 14:50
ЛАВРовый венок
--------------------------------------------------------------------------------
Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — какая кому разница? У большинства наших автолюбителей совсем другие проблемы. Есть ли жизнь после 300 тысяч км? Быть или не быть — вот в чем вопрос. И, если быть, то как? Проживет ли «уставший» мотор еще пару лет, если в него залить какие-нибудь присадки?
--------------------------------------------------------------------------------
В самом деле, чем бы таким «присадить» старый двигатель, чтобы он лучше работал — или вообще работал? Различных «оздороровительно-профилактических» присадок сейчас множество, едва ли не больше, чем самих машин. Провести сравнительный тест нереально: ведь для этого необходимо несколько идентичных автомобилей, с одинаковой степенью износа и сходными «симптомами болезни». Поэтому «АБw» решил продвигаться маленькими шажками, проверяя присадки по одной. Критерии оценки простые: «работает — не работает». А начнем — с российской автохимии «ЛАВР» (производитель НПО «Поликом», г. Челябинск).
«Подопытные» автомобили следующие.
Номер первый — Mercedes-Benz 200D 1986 года. Точный пробег неизвестен, так как спидометр сломался пару лет назад. По оценке владельца — «где-то между 300 и 500 тысячами».
Номер второй — Citroen XM 2.0i 1993 года. Когда-то был продан новым в Беларуси, и все 290 000 км пробега «намотал» в нашей стране.
Программа тестирования — промывка топливной системы и заливка присадки для раскоксовывания двигателя.
По инструкции, присадка для раскоксовывания двигателя должна работать как минимум три часа, а лучше — залить жидкость в мотор вечером и оставить в гараже до утра. Поэтому мы поступили так: пока «раскоксовывается» Citroen, в Mercedes-Benz помоем топливную систему.
Препараты «LAVR next» (ML 101 для бензиновых и ML 102 для дизельных систем), в общем, не предназначены для самостоятельного использования. Бензиновые двигатели промываются с применением специальной промывочной станции, которая подключается к автомобилю и управляет процессом. Со старым дизелем Mercedes-Benz чуть проще: топливопроводы подсоединяется таким образом, что флакон с промывкой становится временным топливным баком, и двигатель работает на моющей жидкости час-полтора, пока не опустеет «бак». Заметьте: в обоих случаях присадка не заливается в штатный топливный бак.
Раскоксовывание двигателя — процесс еще более сложный и длительный. Под воздействием высоких температур в двигателе образуются твердые трудноудалимые отложения — смолистые соединения, попросту говоря – кокс. Из-за него снижается компрессия, падает мощность и т.д… Жидкость для раскоксовывания МЛ-202 вступает во взаимодействие с этими отложениями и превращает их в желеобразную массу, которая затем постепенно вымывается и выгорает.
Перед заливкой жидкости мотор диагностируется по ряду параметров. Р1 в таблице — полный вакуум, величина максимального разрежения в цилиндре, которая способна создать цилиндропоршневая группа. В зависимости от Р1 можно судить о состоянии гильзы цилиндра (эллипсность, наличие задиров). Р2 — остаточный (паразитный) вакуум, величина потерь давления рабочего тела при максимальном давлении в цилиндре. При удовлетворительном состоянии гильзы цилиндра и герметичности клапанов величина остаточного вакуума Р2 характеризует состояние поршневых колец — степень износа, залегание (закоксовка), поломку перемычек на поршне, поломку колец. Третий параметр — компрессия в цилиндрах. По соотношению величин Р1, Р2 и компрессии механик-диагност принимает решение: есть ли смысл в обработке.
В тестовом Mercedes-Benz компрессия в цилиндрах была равна 30, 28, 28 и 29 атмосферам. Для 20-летнего дизеля образцовый результат, а соотношение Р1/Р2 указывает на нормальный текущий износ. В общем, лучшее враг хорошего, и заливать присадку в этот мотор мы не стали. Гораздо больше этому мотору поможет замена форсунок — проверка показала, что состояние их неважное.
Французскому Citroen годы эксплуатации в белорусских условиях дались тяжелее: соотношение величин Р1 и Р2 также указало на текущий износ, но разбежка компрессии по цилиндрам есть: 11, 9,8, 9,3, 9,4. Прямо скажем, показатели не лучшие.
Жидкость для раскоксовывания заливается в цилиндры через свечные отверстия. Попутно проверяется состояние свечей зажигания: опытный механик может многое рассказать о двигателе, глядя только на свечи.
Теперь — ждать. Потравили водительские байки, сходили пообедать, опробовали другие кое-какую автохимию из линейки «ЛАВР» (например, весьма эффективным нам показался очиститель битумных пятен). И через несколько часов — заводим мотор. Несколько секунд из выхлопной трубы валит сизый дым — признак того, что «ЛАВР» работал, пока мы отдыхали. Затем — замена масла. И снова замеры.
По правде сказать, результат превзошел наши ожидания. Значения полного и остаточного вакуума заметно приблизились к изначальным характеристикам нового мотора, а цифры компрессии выросли на 1,1-1,6 атмосферы. Сократилась и разница между отдельными цилиндрами.
Вердикт «АБw»
Согласно фирменному буклету, производитель препаратов «ЛАВР» рекомендует проводить раскоксовывание каждые 20-30 тысяч км, даже на новых автомобилях. Мы не беремся утверждать, что это оправдано, тем более применительно к сложным современным моторам, обильно «увешанным» электроникой. Все датчики, катализаторы и фильтры, стоящие на страже экологических норм, навряд ли отнесутся с «пониманием» к тому, что вылетит в выхлопную трубу после очистных процедур. И последующий ремонт может навсегда отбить охоту пользоваться присадками для раскоксовывания. Поэтому применять препарат можно на относительно простых моторах.
Конечно, в нашем случае результат налицо. Впрочем, первоначальная эйфория от цифр на бумаге постепенно сменилась трезвой оценкой реальности. Проехав несколько тысяч километров после применения присадок, оба владельца констатируют, что работа моторов не изменилась.
Поэтому окончательный вердикт сформулируем осторожно: да, действительно, получен определенный положительный результат, который выражается, главным образом, в подъеме компрессии. С другой стороны, явного улучшения потребительских качеств автомобиля, заметных владельцу, к примеру, динамики разгона, расхода топлива и масла, тишины работы двигателя — пока нет.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Андрей Цеховой, начальник СТО «Холпи Авто»:
— Мы заинтересованы в длительной эксплуатации автомобиля. Поэтому рекомендуем использовать по возможности качественные технологические жидкости, применение которых регламентировано заводом-изготовителем автомобиля. Абсолютное большинство «омолаживающих» присадок не имеют одобрений автопроизводителей.
В области присадок мы имеем дело либо с иностранными разработками небольших фирм (потому что у крупных производителей со своими НИИ просто не бывает коммерческого направления по присадкам), либо с разработками предприятий бывшего советского военно-промышленного комплекса. Это отголоски холодной войны в чистом виде. Были военные производства, и все военные организации снабжались присадками. Условно говоря, танк в бою получил пробой в масляном картере. Присадка позволяет продлить работу двигателя — доехать до высоты, выбить неприятеля. То есть, получить кратковременный эффект, с расчетом на комплексный ремонт в будущем.
Наша рекомендация — поменьше присадок. Или они должны быть одобрены производителем. Если автомобиль исправен — не пытайтесь улучшить то, что и так хорошо работает. Если неисправен — отремонтируйте. Пусть дорого, зато эффективно.
МНЕНИЕ ВЛАДЕЛЬЦА
Citroen XM 2.0i 1993 г.в.
БЫЛО
Раньше был вполне резвый автомобиль. Но после 230-240 тысяч км мотор стал шумно и неравномерно работать, пропала тяга. «Подъедает» масло: по 2,5 л на 10 тысяч км.
СТАЛО
Глобальных изменений в работе мотора не произошло. Тот же расход масла, та же мощность. Тише или резвее, настолько, чтобы это сразу стало заметно — он не стал. Возможно, почувствовать улучшения мешает «подсекающий» коллектор. До обработки двигателя компрессия катастрофически низкой не была, и выросла она не на 3-5 — а на 1-1,5 атмосферы. Через 2000 км я снова измерил компрессию — результат практически такой же, как был сразу после обработки. Компрессия не упала.
МНЕНИЕ ВЛАДЕЛЬЦА
Mercedes-Benz 200D 1986 г.в.
БЫЛО
Если проехаться по городу в размеренном режиме, то все хорошо. А если стоять в пробке — температура сразу переваливает за 90 градусов и мотор начинает греться. С недавних пор заметно пропала тяга — машине трудно забираться в горки. Нет мощности.
СТАЛО
Диагностика показала, что у меня проблема с форсунками. Промывка — дело хорошее, но в таких случаях помочь не может. Расход топлива замерить не могу: одометр не работает. После запуска двигателя и на разгоне машина практически не «коптит», но у меня и раньше такой проблемы не было. В целом — ничего особенного после промывки топливной системы не произошло.