Авторство моё далеко не всё, сильно не пинайте, а если есть чего добавить - добавляйте.
Сначала про колёсные диски.
Итак, основные параметры колесных дисков:
-посадочный диаметр колеса (А)
-ширина обода диска (Б)
-вылет диска (ЕТ)
-диаметр центрального отверстия (DIA)
-диаметр окружности расположения крепёжных отверстий и их количество (PCD)
Определяющими для обода размерами служат монтажный (посадочный) диаметр и ширина профиля обода. Обычно размеры обода обозначаются в дюймах (например, 7Jx16). В данном случае:
7 - это ширина обода
J - форма бортовой закраины; бывают также обозначения E, L, K
х - обод неразборный
16 - посадочный диаметр колеса, соответствующий размеру шины.
Вылет диска (колеса) - это расстояние от привалочной плоскости диска (плоскости, которой он прижимается к ступице) до воображаемой плоскости, делящей колесо пополам по ободу диска. Вылет колеса обозначается в большинстве случаев как ET, Deport или Offset и измеряется в миллиметрах. Этот параметр рассчитан в конструкции автомобиля. Вылет может быть положительным (большинство автомобилей), нулевым и отрицательным (см.рисунок ниже).
Изменять величину вылета не рекомендуется (хотя и возможно), т.к. это может привести к нежелательным последствиям, например к быстрому выходу из строя ступичных подшипников или других агрегатов и узлов подвески. Хотя многие производители литых дисков делают свою продукцию более универсальной, немного уменьшая размер вылета. Увеличить же его практически невозможно, т.к. в этом случае колёсный диск может упереться в элементы подвески или тормозной механизм.
На рисунке ниже показана схема определения вылета диска колеса ЕТ с помощью рулетки или линейки. Вылет расчитывается по формуле
ЕТ = а - 0.5b
Следующий параметр - PCD (Pitch Center Diameter) - диаметр крепёжных отверстий - диаметр, на котором находятся отверстия для крепёжных болтов или шпилек. Этот параметр обозначается, к примеру, 5х112 или 4х108. А расшифровывается как "5 отверстий на диаметре 112мм" или "4 отверстия на диаметре 108мм". Очень важно соблюдать этот размер. Бывают случаи, когда некоторые автовладельцы устанавливают колёса с PCD 4x100 например на автомобили ВАЗ, у которых PCD=98мм. Нетрудно также перепутать 108мм и 110мм. Но даже при такой малозначительной разнице в 2мм этого делать категорически нельзя, если, конечно, Вам дорога Ваша жизнь.
Дело в том, что автомобильный диск крепится к ступице с помощью болтов или гаек, имеющих коническую или сферическую центрующую юбку. В результате полностью затянуть все болты или гайки не удаётся, хотя и создаётся такое впечатление. А это грозит автовладельцу в лучшем случае постоянным биением рулевого колеса, а в худшем, самопроизвольным откручиванием крепежа, отвалившимся на дороге колесом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если в маркировке Вы не нашли такого обозначения, то его можно высчитать, зная расстояние между отверстиями (по осям). Формулы расчёта приведены ниже.
Также очень важную роль в обозначении колеса играет диаметр центрального отверстия. Он также измеряется в миллиметрах и в большинстве случаев обозначается DIA. Именно с помощью центрального отверстия, имеющего такой же размер как ступица автомобиля, автомобильный диск центруется на самой ступице. Колесо с меньшим центральным отверстием попросту не налезет на ступицу. А для установки колеса с большим центральным отверстием требуется дополнительное проставочное кольцо. Большинство производителей литых дисков делают свою продукцию с заведомо бОльшим центральным отверстием для их унификации.
Лично я к необходимости установки проставочных колец отношусь скептически, т.к. считаю, что колесо центрируется на ступице исключительно по PCD-отверстиям.
Соответствие DIA ступицы и DIA колёсного диска, конечно, может чем-то "помочь" при начале откручивания колёсных гаек на ходу. А вот поможет ли в этом случае пластмассовое кольцо - хез.
Однако бытует "упорное" мнение:
Можно сказать с уверенностью 99%, что имея диски с большим центральным отверстием, чем размер ступицы вашего автомобиля и не имея таких колец, биения рулевого колеса вам избежать не удастся, какой бы точной не была балансировка. Дело в том, что диск просто не отцентруется на ступице, и попадая в яму он каждый раз будет смещаться в разные стороны на десятые доли миллиметра. Но даже такого смещения достаточно для присутствия вибрации на рулевом колесе.
Вобщем, установку вышеуказанных колец оставляю на совести "отдельно-взятого" автолюбителя .
Ещё один элемент маркировки - хамп (пример обозначения - Н2). Хамп - это колцевой выступ на полке обода для надёжной фиксации бескамерной шины на ободе. Хампы бывают круглые (Н) и плоские (усечённые - Х). Цифра в обозначении говорит о количестве этих самых хампов. В данном случае их два.
Есть ещё один элемент колеса, который никак не маркируется, но не обращать на который внимания нельзя. Особенно при монтаже и демонтаже шины. В наше время самостоятельно снимать и устанавливать автопокрышки на диски никто не будет, и поэтому этот элемент интересен только работникам шиномонтажей. Это так называемый "монтажный ручей" - это углубление посередине обода колеса. Он нужен для облегчения монтажа и демонтажа шины на обод. Так вот встречаются колёса с так называемым "обратным монтажным ручьём". На такой обод шины одеваются с внутренней стороны.
Такие диски ещё именуют "перевёртышами". Сам использую как раз перевёртыши, и, к моему сожалению, далеко не на каждом шиномонтаже работники знакомы с такими дисками. Пытаются одеть резину "классически" , не смотря на яркие этикетки "для особо тупых". Кстати, одевая таким образом, нетрудно порвать покрышку.
Ко всем вышеуказанным параметрам, на внутренней стороне колеса производитель может выбивать свои данные (фирма-производитель или товарный знак), дату производства (неделя и год) и максимально разрешённую нагрузку. Также может встречаться штамп проверки на отсутствие внутренних дефектов.
Итак, маркировка диска
5Jx13 ET=38 PCD=4x108 DIA=63,3
означает диск, посадочным диаметром 13 дюймов, шириной обода 5 дюймов, с центральным отверстием 63.3 мм и вылетом 38 мм. С четырьмя отверстиями под болты (шпильки) на диаметре 108 мм.