Mitron » Пт июн 17, 2005 12:12
Вот что есть в "Народной газете" от 17.06.2005:
"В опубликованном проекте Правил дорожного движения несколько расширено понятие “водитель транспортного средства”. В частности, к водителю приравнивается лицо, принимающее квалификационный экзамен на право управления механическим транспортным средством и при этом находящееся в нем. Допускается не пристегиваться ремнями безопасности водителя и пассажира с медицинскими противопоказаниями, перечень которых определяется Министерством здравоохранения.
Как известно, из перечня документов, необходимых для предъявления работнику ГАИ, была изъята доверенность на право управления транспортным средством. В проекта Правил из вышеназванного перечня исключены документы, касающиеся оборудования (переоборудования) транспортного средства для работы на сжиженном газе. Теперь эти документы будут проверяться только при прохождении государственного технического осмотра.
Ряд пунктов напрямую касается обязанностей водителя транспортного средства. В соответствии с подпунктом 10.5 водителю запрещается участвовать в дорожном движении на транспортном средстве с загрязнениями (наслоениями), которые ограничивают обзорность дороги, искажают цвет транспортного средства, не позволяют видеть информацию на регистрационном знаке транспортного средства с расстояния 40 метров и менее.
В соответствии с подпунктом 10.6 проекта Правил водителю запрещается двигаться на тяжеловесном и (или) крупногабаритном транспортном средстве без специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном законодательством, а также отклоняться от маршрута, указанного в этом разрешении; в соответствии с подпунктом 90.4 — создавать препятствие для дорожного движения, двигаясь без необходимости с малой скоростью, а также двигаться с меньшей скоростью, чем установлено дорожным знаком “Ограничение минимальной скорости”.
При движении транспортных средств в жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории водитель должен принять все меры по обеспечению безопасности пешеходов, велосипедистов, иных участников дорожного движения.
В случае, если водитель стал участником дорожно-транспортного происшествия, он должен (подпункт 30.5) принять все возможные меры по сохранению следов и предметов, относящихся к дорожно-транспортному происшествию, их ограждению и организации объезда места дорожно-транспортного происшествия до прибытия работников ГАИ. С момента прибытия работников ГАИ на место происшествия эта обязанность переходит полностью на них.
Собственнику либо лицу, имеющему право на управление транспортным средством, запрещается передавать управление транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, в болезненном или утомленном состоянии, под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и быстроту реакции, а также лицу, не имеющему при себе документа, подтверждающего право на управление механическим транспортным средством данной категории. Это означает, что ответственность будет нести собственник или лицо, которое имеет право на управление транспортным средством и не являющееся водителем.
Водители транспортных средств оперативного назначения (скорая медицинская помощь, пожарные, милиция, соответствующие аварийные службы) могут подавать специальный звуковой сигнал для привлечения внимания участников дорожного движения, а не пользоваться им в обязательном порядке.
В проекте акцентируется внимание на такую “мелочь”, как обязательная подача сигнала световыми указателями поворота, а если они отсутствуют, или неисправны, либо включена аварийная световая сигнализация, — рукой перед началом движения транспортного средства. Водитель, который после стоянки или остановки начинает движение прямо, обязан включить указатель поворота.
При выборе скорости движения водитель должен учитывать погодные (метеорологические) условия и другие факторы, снижающие прозрачность атмосферы и влияющие на видимость дороги в направлении движения. Это значит, что при наличии тумана, например, в низинах, всевозможных видах задымления или наличия пылевых “облаков” на дороге водитель должен снижать скорость.
При возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к изменению скорости движения, чтобы не произошло столкновения, однако остается требование изменения скорости движения торможением (тоже изменение скорости движения) вплоть до прекращения движения транспортного средства. Торможение остается самой надежной мерой предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
В целях обеспечения безопасности движения при обгоне водитель обгоняемого транспортного средства обязан с учетом складывающейся дорожно-транспортной обстановки двигаться ближе к правому краю проезжей части дороги и не препятствовать обгону увеличением скорости движения или иными действиями. Напомним, что обгоном называется опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части дороги) встречного движения.
Учитывая возросшие средние скорости передвижения транспортных средств, запрещено толкать по проезжей части дороги транспортные средства за исключением велосипеда, мопеда, мотоцикла без бокового прицепа. Это требование продиктовано тем, что проектом Правил предусматривается максимально уменьшить продолжительность нахождения пешеходов на проезжей части дороги при наличии пешеходных дорожек, обочин, тротуаров.
Везде, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель должен уступать дорогу пешеходу-инвалиду по зрению, подающему сигнал тростью не только белого цвета, но и тростью с покрытием повышенной видимости.
Водителям-инвалидам 3-й группы с нарушением опорно-двигательного аппарата разрешена для их транспортных средств остановка и стоянка в местах, где ранее она разрешалась только инвалидам 1-й и 2-й групп.
Анатолий СУШКО,
начальник
научно-исследовательского
отдела безопасности
дорожного движения
спецподразделения ДПС
“Стрела”
МВД Республики Беларусь."